Активное лето — подвижные игры на свежем воздухе для всей семьи!

Лето – отличная пора для активного отдыха, развития ребенка и укрепления здоровья. Хорошая погода располагает к длительным прогулкам, поездкам на природу. Это время можно использовать максимально продуктивно и интересно – на пользу всей семье, а особенно – детям!

За летние каникулы можно самостоятельно научить ребенка бегать, прыгать, лазать, плавать, кататься на роликах, играть в мяч. Для чего это нужно?

Если ребенок сильный и ловкий – его самооценка выше. Он уверенно катается на роликах и отлично владеет мячом – сможет присоединится к любой компании и заслужить уважение сверстников. Вероятность травмы намного меньше, если ребенок хорошо освоил технику лазанья или прыжков. Обогащение двигательного опыта ребенка разнообразными навыками положительно сказывается на других аспектах развития – интеллектуальном, речевом, коммуникативном. Кроме этого ребенок растет сильным, здоровым и ловким.

Малышу чрезвычайно хочется научиться всему! Его вера в свои силы непоколебима, он готов падать и вставать снова, пока не добьется результата. И задача родителей – помочь ему в его стремлении.

Как это делать правильно и эффективно? Об этом вы узнаете из статьи!

Что может уметь ребенок?

Как вы думаете, может ли 2-летний ребенок самостоятельно кататься на роликах? А 3-летний – плавать разными стилями?

Ребенок может уметь ровно столько, сколько вы ему позволяете. Если мама думает, что «он еще маленький», «он же упадет» и т.п., эти убеждения впитывает чувствительная детская психика. И ребенок начинает осторожничать, сомневаться и потом усваивает, что «он не может», «он слабенький». Это может сохраниться в его подсознании на всю жизнь и ограничить его достижения.

Главное – если вы хотите чему-либо научить ребенка – делайте это вместе с ним. Бегать? Лазать? Плавать? Играть? Вместе с мамой и папой!

Этапы обучения ребенка

Эти этапы подходят для всех возрастов. Зная своего ребенка, вы легко придумаете, чем можно его заинтересовать и увлечь.

1. Наблюдение

Ваша задача – познакомить ребенка с движением со стороны и возбудить интерес и любопытство. Вместе активно наблюдайте за тем движением, которому хотите в последствии научить малыша. Даже для подростков этот этап важен!

Комментируйте: «Видишь, как тот мальчик здорово залез по лестнице?», «Посмотри, как девочка прыгает на скакалке!».

2. Общая подготовка

Любое сложное движение (лазанье, прыганье, плавание, игра в мяч) требует определенной подготовки. Для лазанья нужны сильные ручки, для прыжков – крепкие ножки, для плавания – любовь к воде, для игры в мяч – хорошая координация.

Поэтому задача этого этапа – укрепить мышцы и повысить выносливость. Эта цель должна быть маячком во время всех летних прогулок. Базовые упражнения – ходьба и висы.

3. Сложные движения

Лазанье, прыжки, плавание, игры с мячом, гимнастика. Когда ребенок готов физически, можно начинать обучать его более сложным движениям. Сначала показать движение со стороны, назвать его и объяснить, что происходит. Очень важно показывать очень точное и правильное исполнение движения. Таким образом у ребенка появится правильная модель техники.

Потом предложите ребенку попробовать – с вашей помощью. Вы должны направить движения ребенка и обеспечить безопасность. Сложные движения разбиваются на простые составляющие.

К примеру, игра в мяч: сначала учим держать мяч, потом отпускать его, потом бросать его, потом перекидывать через препятствие, потом ловить, потом набивать и т.д.

Сразу сложные движения не всегда удаются, важно последовательно и ежедневно, понемногу повторять выбранное движение. Каждый день играть в мяч, лазать, прыгать, бегать.

4. Прогулки

Ходьба – универсальное движение, которое полезно всем. Ребенок 1,5 лет может проходить без остановки около 200-300 метров и за 3 летних месяца эту дистанцию можно увеличить до 1-1,5 км.

Как только ребенок научился ходить – провоцируйте, помогайте, поощряйте его ходить как можно больше. Для начала – пусть это будет путь от двери квартиры до лифта. Потом от игровой площадки до дверей дома. Позже от дома до автобусной остановки.

Потихоньку увеличивайте дистанции и неизменно хвалите ребенка: «Ты так здорово ходишь! Сегодня мы с тобой так много ножками прошли, ты молодец!»

Очень хорошо ходить по пересеченной местности – в горку и под горку. Так тренируется равновесие и сила ног.

5. На старт, внимание, марш!

Бег – следующий этап после ходьбы. Когда ребенок спокойно сам проходит метров 200 – можно начинать учить его бегать. 

Поначалу это будетбыстрая ходьба за ручку. Ускоренные спуски по дорожкам с небольшим уклоном. Потихоньку давайте ребенку самому почувствовать правильное движение. Если есть детишки постарше – пусть смотрит, как они бегают. Подключайте его к игре в догонялки. Пока малыш еще не уверен, его лучше держать за ручку.

Когда ребенок начинает уверенно бегать, его любимой игрой становятся догонялки. Бегайте за ребенком, и он будет хохотать от восторга!

Лестница. Параллельно с бегом можно осваивать самостоятельный спуск и подъем по лестнице. Это движение на равновесие и силу. Пусть вначале это будут 3 ступеньки у входа в дом. Помогите малышу преодолеть их, покажите, поддержите. Теперь с каждой прогулкой можно увеличивать количество ступенек!

Равновесие. Хождения по балкам, бревнам отлично тренируют чувство равновесия и ловкость. Для успешного преодоления препятствия необходимо точно ставить стопу и сохранять баланс. Тренируется чувство центра тяжести, ловкость и точность движений. В конце можно спрыгнуть вниз.

6. Давай, малыш, попрыгаем!

Ребенок уже научился бегать и подниматься по лестнице? Пришло время научить его прыжкам!

  • Сперва прыжки у опоры: держите малыша за ручки и прыгайте сами. Он будет смотреть и пытаться повторять. Говорите ему: «Две ножки прыгают вместе, вот так!». Обращайте внимание ребенка на одновременную работу ног.
  • Второе – научить ребенка толчку от опоры. В момент приседания, когда малыш начнет выпрямлять ноги – приподнимите его, чтобы он почувствовал связь: разгиб ног – толчок вверх.
  • Третье – спрыгивания вниз с небольшого возвышения (это может быть ступенька). Возьмите малыша за две ручки, вместе присядьте и помогите ему спрыгнуть вниз. Обязательно научите ребенка правильно приземляться – на согнутые ножки, амортизируя толчок.

Дети обожают играть весело. Прыгайте вместе как лягушки, кузнечики, зайчики или даже кенгуру! Параллельно можно рассказать увлекательную историю о далеком острове Австралии, где живут удивительные животные, которые быстро бегают и высоко прыгают, прямо как ты, малыш! Для детей постарше – скакалки, резиночки, классики. С удовольствием играют и мальчишки, и девчонки. Надо лишь подбросить идею!

7. Давай повисим!

Висы – положительно влияют на рост, позвоночник и укрепляют ручки. Висеть можно на маминых пальцах, на перекладинах детских площадок, на кольцах. Во время виса мышцы маленьких ручек укрепляются. Это снижает вероятность вывиха плеча и травм от падений при лазаньи.

На каждой прогулке старайтесь спланировать маршрут так, чтобы пройти мимо турника и повисеть. Если ребенок не хочет – висите сами, покажите ему, как это здорово!

Для мальчика папа может быть авторитетным примером: «Смотри, малыш, как папа классно висит! Ты тоже будешь висеть как папа! Молодец!».

Пусть это станет для ребенка привычным и любимым развлечением. Висеть можно как обезьянки! Представить, как они раскачиваются на лиане, и покачать ребенка туда-сюда. Важно страховать – придерживать в районе талии, чтобы не допустить падения.

Следующий этап – подтягивания. Даже годовалый малыш с вашей помощью может сделать несколько подтягиваний. Укрепляются руки, мышцы плеча, улучшается координация – надо обратить внимание ребенка, что 2 руки сгибаются вместе одновременно!

8. Таких берут в космонавты!

Вращения – тренируют вестибулярный аппарат, улучшают ориентацию в пространстве,  это отличная профилактика непереносимости езды в транспорте. А ребенок визжит от восторга! Кроме этого повышается гибкость суставов, укрепляются связки и мышцы.

Вы берете ребенка и начинаете крутиться вокруг себя. Держать можно по-разному. Хват за руки выполняйте только, если ребенок хорошо висит – это значит, руки достаточно сильные и риск травмы отсутствует. Важно обхватить своей рукой ручку чуть выше лучезапястного сустава ребенка, чтобы минимизировать нагрузку на сам сустав.

9. Подвижные игры – ура!

Если вы возьмете с собой на детскую площадку мяч, скакалку, летающую тарелку фрисби – вокруг вас очень быстро соберутся детишки, чтобы присоединиться к игре. Здорово, если у вас с собой достаточно игрушек на всю компанию!

Игры с мячом

  • Броски. Чтобы научить ребенка бросать мяч, надо вместе с малышом держать его, придерживая и мяч, и ручки малыша. На счет раз-два-три бросить мяч, чтобы ребенок уловил связь своих движений с траекторией мяча.
  • Ловля. Попросите ребенка приготовить ручки и на счет три передайте мяч в его руки. Со временем отдаляйтесь, чтобы ребенок ориентировался на траекторию мяча и мог подстроиться.
  • Выбивалы. Это игра для детей постарше – от 5 до любого возраста! Двое ведущих перебрасывают мяч, а все остальные участники уворачиваются от него. Те, кого задели мячом, выходят. Выигрывает последний не «выбитый» участник.
  • Горячая картошка. Все стоят в кругу и начинают перебрасывать мяч очень быстро, как будто он горячий-горячий и жжет руки, как горячая картошка. Тот, кто зазевался и упустил мяч, садится в центр круга. Игра продолжается, пока не останется 2 человека с мячом.

Игры с летающей тарелкой фрисби

Фрисби – летающая тарелка, занимает очень мало места, легкая, прекрасно подходит для игры как вдвоем, так и для большой компании. Дети, начиная с двух лет, также могут участвовать в игре. Новеньких надо обучить технике броска. Тарелка должна лететь плоско, при броске кисть подкручивает тарелку.

Несколько раз бросьте фрисби вместе с ребенком, направьте его руку, чтобы он запомнил правильное движение. После этого можно начинать игру: перекидывать тарелку друг другу, бросать и ловить. Если тарелка случайно улетела далеко, пробежаться за ней вместе с детьми – кто быстрее?

Используйте лето на полную катушку и для себя, и для детей! Пусть отдых и каникулы пойдут на пользу всей семье.

Статья из журнала “Успевай с детьми!” №9.
Автор Виктория Раз,  мастер спорта по синхронному плаванию, специалист по физической культуре, спорту и здоровью, тренер по плаванию, фитнес-инструктор (дети от 0 до 7 лет, йога, пилатес, грудничковое плавание), автор проекта «Фитнес дома» для мам и детей.